Экология Ростова-на-Дону

Городская стелла

Ростов-на-Дону – один из самых известных городов России. Появившись в середине XVIII века, как таможенный пункт, он к 1807 году получил городской статус. Очень скоро Ростов стал популярным приграничным и приморским торговым центром. Город быстро приобрел солидность и оборотистость.

Благодаря развитию угледобычи, уже к 1868 году ростовские торговые пристани были соединены железнодорожной веткой с Грушевскими (Шахтинскими) угольными копями. Возникновение нефтяной промышленности на Кавказе дало толчок созданию целого транспортного Ростовско-Владикавказкого АО, которое вошло в общую систему железных дорог. Начало ХХ века Ростов встретил в качестве южной хлебной, торговой, промышленной и транспортной, базы государства с населением в 110 тысяч человек.

Экологическая ситуация города

Современный Ростов – это столица одноименной области, фактический конгломерат, третий в стране после Московского и Питерского. ВАдминистрация его состав, кроме административного центра, входят пять городов-спутников. В самом Ростове проживают 1,1 млн. человек, столько же, примерно, жителей в Таганроге, Шахтах, Новочеркасске, Волгодонске и Новошахтинске.

Каждый из перечисленных городов является мощным индустриальным образованием, вносящим свою лепту в общий экологический фон Ростова. На окружающую среду оказывают влияние: 12 промышленных предприятий , 6 железнодорожных магистралей, 10 автомобильных трасс общегосударственного значения и более 10 нефте- газопроводов.

Вид сверхуДон, на берегу которого расположился город, в нижнем своем течении так же подвергаются значительным техногенным нагрузкам: в него сбрасывают отходы, по нему курсируют суда, его воды используют для водоснабжения населения и орошения сельхозугодий.

Более половины всех загрязнений дает Новочеркасская ГРЭС – видимые из космоса остатки ее дымного шлейфа окончательно рассеиваются в районе Варны. Муниципальное унитарное предприятие «Теплокоммунэнерго», ТЭЦ-2, заводы «Ростсельмаш» «Роствертол» и «Эмпилс» ежегодно выбрасывают в окружающую среду 2,5 тысячи тонн отходов. И, все же, по мнению экспертов, основной антропогенный фактор в Ростове — автомобиль. Поэтому, несмотря на относительно «спокойную» (по сравнению с другими городами) экологическую обстановку, городских районов различается.

Во многих «спальных» муниципальных зонах уровень загрязненности удовлетворителен; где-то содержание токсических веществ в атмосфере превышает норму в 50 раз.

Экологическая ситуация в районах города

По административной градации город разбит на 8 территориально-административных районов:Красивая архитектура

  • Ленинский район охватывает центральные улицы Ростова. Здесь сосредоточено большинство культурных памятников, центральных учреждений, вузов (включая консерваторию), торговых цетров. Здесь же сохранились изношенные сети городского водоснабжения и канализации, изрядно потрепанные жилые дома, узкие улицы. Этот район – лидер по количеству пыли, выпадающей на единицу площади, ширине спектра осаждающихся токсических соединений, загазованности. С его улиц ежегодно с ливневыми стоками выносится в Дон сотни тонн извести, свинца, нефтепродуктов, сернистых и хлористых солей. По обследованиям врачей жители этого района более других страдают от заболеваний и функциональных расстройств.
  • Ворошиловский район охватывает северную часть города. Один из его микрорайонов так и называется – Северный (жилой массив); в нем сосредоточена основная доля жилого фонда. Здесь живут 20% ростовчан. Эта часть города граничит с наиболее чистыми ростовскими территориями. Однако расположенные в границах района ТЭЦ – 2 и полигон ТБО, значительно ухудшают комфортность условий проживания. В воздухе наблюдается повышенное содержание сульфидов, нитратов. И все же такие факторы, как новый неизношенный жилой фонд, комплексная застройка, близость к центру города, наличие зеленых насаждений в частном секторе обеспечивают популярность жилья в этом районе. На территории Ворошиловского района проживает почти пятая часть жителей Ростова-на-Дону, располагаются крупные промышленные предприятия, в том числе 3 военнопромышленных комплекса.
  • Кировский район – исторический центр Ростова, объединен с Ленинским главной улицей – Большой Садовой. Одна из самых напряженных городских артерий является, в то же время, наименее зеленой. Кировский район – сосредоточие административных зданий, учебных корпусов вузов, многоэтажных офисов. Современные небоскребы здесь соседствуют с архитектурными памятниками. Жилая застройка XIX века за ухоженными фасадами скрывает видавшие лучшие времена коммуникации.
  • В этом административном образовании расположены предприятия РЗЖБК, «Тавр», «Спецстрой», мясокомбинат «Рубин». Насыщенность улиц автомобильным транспортом, плотность застройки, наличие промышленных предприятий обеспечивают высокий уровень загрязненности воздушного пространства, улиц и площадей. Среди веществ, которые выпадают в осадок на территории района — сульфиды, нитраты аммиака, цинк, хром. Более 40% легких органических соединений, которые содержатся в городской атмосфере, выбрасывают предприятия района.
  • Октябрьский район расположен на северо-западе мегаполиса, считается одним из наиболее благополучных в экологическом отношении. Эта городская часть – результат послевоенного и современного развития города. В ней обосновались ученые, проектировщики, врачи – 6 научно-исследовательских и 2 учебных высших института построены здесь.
  • Тем не менее, по данным экологов в этой городской зоне количества пылевых осадков с повышенным содержанием свинца значительно превышают норму. Компания «Теплокоммунэнерго» устойчивыми темпами «поставляет» в атмосферу 72% от общегородского количества оксидов углерода.
  • Пролетарский район – замыкает город с восточной стороны. Так же относится к благополучным (в плане соответствия экологическим нормам) территориям. В этой части города расположились инженерные сооружения, обеспечивающие город водой, электроэнергией, газом. На улицах района осаждается не более 17% от совокупности твердых веществ.
  • Первомайский – район, в котором образуется более трети городских вредных посторонних атмосферных примесей. В районе расположился флагман тракторостроения «Ростсельмаш», городской аэровокзал. В высотных домах, составляющих основу городской застройки, проживает 17% населения Ростова.
  • Железнодорожный район: название говорит само за себя. Застройка в этих местах не отличается высокой плотностью – не более 10% ростовчан проживает на едва ли не самой обширной городской территории. С точки зрения экологов – это чистый район. Сосредоточенные здесь предприятия – депо, железнодорожные станции, сортировки, ремонтные мастерские, хотя и являются источником загрязнений, но небольшим. Частные дома в окружении плодовых деревьев обеспечивают сбалансированность экосистемы. В составе района несколько поселков.
  • Несмотря на высокое качество природных условий для проживания, количество населения поселков неуклонно снижается: молодежь предпочитает селиться ближе к центральным густонаселенным районам.
  • Советский район – западные ворота Ростова. Его можно назвать продуктом инженерной мысли новейшего времени. Строительство Советского велось с учетом максимальной обеспеченности объектами быта, торговли, инфраструктуры. Транспортное сообщение этой части с другими городскими территориями осуществляется по многорядной автомагистрали.
Район насыщен промышленными объектами. Здесь расположено химическое предприятие «Эмпилс», ряд других производств. Но все же, несмотря на большое количество промышленных выбросов, условия для проживания в Советском отвечают удовлетворительному уровню.

Водные ресурсы

ГородПрактически единственным источником питьевой воды (93%) для жителей Ростова является Дон с его многочисленными водохранилищами. Воды реки, берущей начало в Тульской области, по ходу течения подвергаются существенной модификации. Водная артерия питает города Липецкой, Воронежской, Рязанской, Волгоградской областей. Прилегающее к Ростову Цимлянское водохранилище на протяжении последних лет интенсивно пополняется сточными водами, сбрасываемыми расположенными вокруг предприятиями. В итоге акватория ростовского бассейна стала благоприятной зоной для развития сине-зеленых водорослей. Проблема имеет нарастающую динамику, причем однозначного пути для ее решения пока не существует.

Котел длительного горенияРезиновая плитка для дачи — правильный выбор!

Хороший котел тот который долго горит. Выбрать правильный котел вам поможет наша статья.

Пищевые продукты должны находится в надлежащей упаковки. Про это подробный материал по http://greenologia.ru/othody/sinteticheskie/nefteprodukty/plastikovaya-tara.html ссылке.

Высокая плотность промышленных предприятий в регионе привела к тому, что в Дону и притоках нормы предельной концентрации солейЛиния у берега меди и различных сульфатов были превышены в три раза; железа, нефтепродуктов – в 1,5 раза. Отмечено наличие в воде фенолов, нитратов, других примесей. Физическая изношенность систем водоснабжения нередко приводит к вторичному загрязнению питьевых ресурсов. Не лучшим образом на качестве питьевой воды сказываются систематические подтопления жилых и промышленных зон.

Воды, используемые для обеспечения жизнедеятельности людей, соответствуют уровню «умеренно загрязненных».

Состояние зеленых зон

Ростов ночьюГород расположен в степной зоне, поэтому городские скверы, парки, аллеи – результат больших усилий человеческих. Интенсивность развития города, неравномерная плотность застройки отдельных его территорий в разные времена привела к недостаточному озеленению многих улиц. Общая обеспеченность мегаполиса зелеными насаждениями на 70% не дотягивает до принятых норм.

На протяжении ряда последних лет городские жители высадили десятки тысяч деревьев, с целью обеспечить Ростов достаточным количеством зеленых зон.

Состояние воздуха

В атмосферу предприятиями и автотранспортом выбрасывается ежегодно более 490 тыс. тонн вредных веществ. При этом доля промышленных предприятий в антропогенном химическом кругообороте непрерывно снижается по разным причинам. Среди них:Постройка

  • установка очистных сооружений;
  • сокращение объемов производства;
  • перевод мощностей из густонаселенных районов на новые промышленные площадки.
Ростовская администрация оказывает заметное влияние на вывод промышленных объектов за пределы города. Так по ее инициативе в последние годы были передислоцированы более 10 предприятий, среди них — бумажно-картонажные, химические, печатные.

Транспортная ситуация в городе

СооружениеБолее существенное влияние на качество воздушной среды оказывает автомобильный транспорт. Его доля в обеспечении атмосферы вредными примесями превышает 70%. Львиная часть автомобилей, интенсивно передвигающихся по дорогам города, принадлежит индивидуальным владельцам.

По этой причине местные власти могут лишь опосредствовано воздействовать на ситуацию. Одним из путей такого влияния на количество выбросов является строительство новых магистралей.

Ростовские власти на протяжении последнего периода ввели несколько участков новых автодорог. Несмотря не неплохое качество объездных магистралей, продолжается строительство современных путепроводов, предназначенных разгрузить от транспорта центральные улицы.

Поделиться:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.