Новая нефть – новые условия добычи

Морская добывающая станция

Сказано новое слово в области отечественной нефтедобычи. Приразломное месторождение стало первой ласточкой в освоении морских подземных богатств Заполярья и Дальнего Востока. Это перспективное решение которое принесет нашей стране очень большую выгоду в экономическом плане и что намного ценнее, энергетическую независимость. Однако, Арктика накладывает свои ограничения на эксплуатацию этого месторождения.

Данной природной зоне присущи суровые атмосферные условия. Так, водная поверхность замерзает на 7 месяцев, толщина льда составляет около 2 м, температурный минимум может достигать -45 °С. Запасы нефти расположены в наиболее изученной части российской Арктики – на шельфовом продолжении Варандей-Адзьвинской литосферной плиты, где в начале 90-х был проведен подробный тектонический мониторинг с бурением четырех разведочных скважин.

Где находится

Месторождение находится в мелководной юго-восточной части Баренцева моря на расстоянии 320 км в северо-восточном направленииМесторождение окруженное льдами от административного центра Ненецкого АО Нарьян-Мара и 980 км от Мурманска. Оно открыто в 1989 году.

Оказалось, что обнаруженные залежи являются ответвлением обширного Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна, граница которого на юге доходит до Перми. Его осадочная порода состоит из палеозойских и мезозойских отложений.

В свое время они послужили исходным материалом для современных нефтяных и газовых образований. Разработка континентальных запасов стартовала в XVIII столетии (тогда на Ухте были обнаружен выход нефти на земную поверхность), однако до освоения Крайнего севера как нефтегазоносного региона руки дошли только через двести лет.

Основные характеристики месторождения

Станция по добычи нефтиГлубина Северного Ледовитого океана здесь не превышает 19–20 метров, зато мощность Приразломного оценивается в 72 млн тонн нефти. Его строение выглядит как двухкупольная антиклинальная складка с северо-западным простиранием. Не исключено присутствие мелких разломов (горных нарушений), сопровождающих складочную ось.

В верхнем слое залегают глины, под ними располагаются нефтенасыщенные слои, которые разделены плотными породистыми перегородками. Месторождение содержит высококачественное сырье. Полезное ископаемое вмещает небольшое количество серы, имеет хорошие характеристики по плотности и вязкости, по результатам анализа напоминая марку Urals.

Новый сорт получил название арктической нефти ARCO (ArcticOil).

На основании принятой ОАО «Газпром» концепции работы компании на шельфе предполагается совместная разработка Приразломного и Долгинского нефтяных месторождений. Этот шаг является составной частью стратегии по комплексному обустройству месторождений Баренцева, Карского и Охотского морей. Ее суть заключается в освоении ряда недалеко находящихся друг от друга месторождений.

Такой подход даст возможность снизить расходы, а также подготовит предпосылки для системной разработки морских месторождений. Большим плюсом в этом случае является полное отсутствие связанной с их эксплуатацией социальной инфраструктуры, хотя с учетом освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения ее объекты в дальнейшем возводить придется. Помимо прочего, потребуются вахтовый поселок перевалочной базы и отраслевой вертодром.

Сроки начала и окончания разработки месторождения

Промышленная разработка месторождения началась в декабре 2013 года. Именно тогда в хранилище технологического комплекса, где представлены передовые отраслевые достижения платформы «Приразломная», была закачана первая нефть. Период разработки рассчитан на 25 лет.

Особенности добычи на данном месторождении

Главным объектом хозяйственной деятельности на месторождении считается уже упомянутая морская нефтедобывающая платформаПеревозка нефти «Приразломная», с которой в настоящее время бурится до 40 наклонно направленных скважин длиной 7 тыс. м. Следует учитывать, что продуктивные горизонты залегают на глубине 2,3–2,7 км. Другие основные особенности применяемой технологии следующие.

Данный объект, созданный на ОАО ПО« Севмаш», обеспечит подготовку скважин, добычу, а также хранение и отправку нефти потребителям. Специфичность его конструкции состоит в устойчивом сопротивлении ледовым нагрузкам, практически полной автономности с круглогодичным функционированием. Она надежно удерживается на дне моря за счет собственной массы, которая составляет не менее 500 тыс. тонн.

Построены ледостойкие танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», транспортирующие нефть от платформы в пункты назначения челночным методом. Также для надежного обслуживания подразделений «Газпромнефтьшельфа» задействованы многоцелевые ледоколы «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев», «Венгери».

На «Приразломной» утечка и возможность взрыва маловероятны по той причине, что танки-хранилища с добытым сырьем располагаются внизу конструкции, а толстостенный кессон имеет двойное дно.

Плюс, при «мокром хранении» воздух в хранилища не поступает.
Перекачка нефти осуществляется комплексом прямой отгрузки. Два специальных приспособления гарантируют свободный проход судна к платформе даже в самой неблагоприятной обстановке. Чтобы избежать нефтяной утечки, оборудование снабжено аппаратурой аварийного остановки. Это позволяет прервать процесс за 7 секунд.

Технологическая идея «Приразломной» в дальнейшем предполагает способность накапливать жидкое полезное ископаемое, добытое поблизости. Это будет способствовать более продуктивному применению дорогостоящего оборудования и более рациональному обустройству добычных точек. Её емкости вмещают 110 тыс. кубометров нефти.

Компании, разрабатывающие месторождение, и численность персонала

Принцип функционированияКорпорация «Газпромнефть» является собственником ООО «Газпромнефтьшельф», которое монопольно владеет правом разрабатывать месторождение в Печорском море. Кроме представителей промышленно-финансовой группы «Газпром» в круг лиц, реализующих данный проект, входят топ-менеджеры «Совкомфлота» и «ФЕМКО». Обслуживающий персонал достигает 5 000 исполнителей: жилой блок нефтедобывающей платформы рассчитан на 200 человек (1 вахта) плюс экипажи судов и аппарат управления.

Перспективы

В настоящий момент продолжается разбуривание месторождения российским подрядчикомТанкер «Газпромбурение». В 2015 году планируется пробурить 4 скважины. Падение мировых цен на нефть никак не сказалось на ритме работы «Приразломной», и если все будет идти по намеченной программе, через 5 лет вложения в проект стоимостью 120 млрд рублей полностью окупятся. К 2018 году развитие добычи достигнет 4 млн тонн, к 2020-му – 5,5 млн тонн. Затем возможен пик объема среднегодовой добычи в 6,6 млн тонн, хотя сейчас такая задача не ставится. Следует сосредоточиться на научных исследованиях, чтобы определиться относительно корректировки дальнейшего режима функционирования объекта.

Вообще разведано 17 западноарктических месторождений, причем лишь 2 (Штокмановское и Приразломное) расцениваются как реальный потенциал на будущее. Всем другим специалисты отводят роль «попутчиков», да и то после того, как станут известны сведения, полученные в результате их детальной разведки, а также первые итоги разработки основных месторождений. Разработка арктического шельфа по капиталоемкости пока малопривлекательна, и из-за высокой себестоимости подготовительных операций выбор вариантов ограничен. А инвестиций, сопоставимых с годовым бюджетом некоторых стран, ждать не приходится; особенно после введения против РФ экономических санкций.

Радиационная аварияВ наше время особенно остро стоит вопрос — как рассчитать расход топлива?

Аварии загрязняющие окружающую среду радиационными отходами очень опасны. Подробнее об этом по ссылке.

Какие проблемы экологического характера ставит перед нами современный мир? Узнайте об этом по http://greenologia.ru/eko-problemy/globalnye.html ссылке.

Влияние добычи нефти на экологию региона

Среда месторожденияВ условиях морской добычи дополнительным осложнением при эксплуатации являются также повышенные экологические требования. В связи с этим на платформе используется ряд прогрессивных ноу-хау.

Ингибиторы, которых для технологического процесса требуется сравнительно немного. Данный метод пользуется популярностью у западных компаний благодаря своей безопасности.
Схема хранения и транспортировки шлама, которая изолирована и проста в эксплуатации. Соблюдается принцип «нулевого сброса», что исключает непосредственное удаление отходов в море. Они отправляются в отдельную, специально отведенную для этой цели скважину.

Тара, ртутные лампы, аккумуляторы вместе с возможными избытками шлама удаляются на берег.

Уникальные клапаны, специально изобретенные для данной платформы с учетом особенностей проведения операций в этом регионе. Так что риск аварийного фонтанного выброса минимизирован путем оснащения скважин двойной системой защиты.

Еще до официального пуска объекта Greenpeace организовывал протесты близ платформы «Приразломная». Особенно напряженная обстановка складывалась там в сентябре 2013-го: деятельность активистов создавала угрозу безопасности обслуживающего персонала. Впоследствии чрезвычайная ситуация путем силового давления и переговоров разрешилась, а на инициаторов акции было заведено уголовное дело. По заявлениям управляющей компании отрицательного влияния деятельности нефтяников на окружающую природную среду не наблюдается.

О техногенных происшествиях, связанных с работой упомянутой платформы, также до сих пор пока ничего не известно.

Поделиться:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.