Река Дон и ее экологическое состояние. Меры по решению проблем региона, предлагаемые экологами
Дон – одна из самых больших рек на юге Восточно-Европейской (Русской) равнины. Исток реки находится в Тульской области, впадает она в Таганрогский залив Азовского моря.
Дон – классическая равнинная река. В нижнем течении ширина его достигает 12–15 км.
Река протекает в лесостепной и степной зонах практически полностью, имеет малую водность и резко выраженную сезонность – высокое весеннее половодье и низкий уровень воды в остальные времена года.
Состояние реки
Состояние Дона в последние годы позволяет говорить о реальной экологической катастрофе в регионах, которые зависят от реки.
Обмеление
Снижение уровня воды в реке идет уже несколько десятилетий, но особую остроту проблема приобрела с 2015 года. Причин обмеления Дона несколько:
- большое количество плотин;
- водозабор, который проводится из малых рек, питающих Дон;
- уменьшение количества осадков;
- потепление климата.
Обмеление приводит к массе проблем: страдает судоходство, во многих регионах порты ликвидируются, так как в них теперь могут заходить только малые суда. Береговая линия за пару лет сдвинулась на 10-15 метров. Ранее полноводный на всей протяженности Дон теперь в некоторых местах превратился в ручей, который можно перейти вброд.
Сокращается численность промысловой рыбы. Многие виды не могут нереститься. Заиливание дна вследствие снижения уровня воды приводит к повышению количества углекислоты в воде – в таких условиях рыба не выживает.
Сброс отходов
Загрязнение акватории происходит из-за того, что все отходы – твердые и жидкие – с кораблей сбрасываются прямо в воду без предварительной очистки.
Дон пересекают 13 отрезков газопровода, 4 нефтепровода.
15 крупных нефтехранилищ, расположенных на берегах, загрязняют воду в результате периодических аварийных выбросов нефтепродуктов.
Время от времени в акваторию попадают грязные сточные воды прямо из городских канализаций. Так, 25 февраля 2010 года в Ростове-на-Дону произошла авария на канализационном коллекторе. В результате сточные воды с примесью бытовой химии и продуктов жизнедеятельности человека попали в реку Темерник, а затем непосредственно в Дон.
Судоходство
Судоходство по реке сокращается из-за снижения уровня воды, но до сих пор в год по Дону проходит около 3000 большегрузных судов, в том числе танкеров, перевозящих нефтепродукты.
С судов в воду сбрасывается мусор, сливается внутренняя канализация, время от времени аварии на танкерах приводят к сбросам нефти. Крупные суда взмучивают ил и загрязняют воду.
Сильный волнобой, создаваемый большегрузами и крупными пассажирскими судами, разрушает дно реки, береговую линию, что приводит к еще большему заиливанию дна. Винты уничтожают места нереста рыб, в частности, из-за обмеления в зоне прохода судов погибают икра и мальки.
В портах акватория загрязняется во время эксплуатации судов грязными стоками, образующимися при мытье судов, пятнами керосина и масла.
Зарастание водной растительностью
Постоянный смыв береговых отложений в акваторию приводит к откладыванию донных отложений и обмелению. На месте ранее полноводных участков образуются островки и мелководья, вода в которых прогревается сильнее, чем в глубине. В теплой мелкой воде активнее развивается растительность. Во многих местах Дона из водорослей образуются уже целые острова.
Пути решения проблемы загрязнения
Экологи предлагают несколько путей решения проблем региона:
- проводить образовательные программы среди населения, работать с владельцами судов – это должно привести к уменьшению свалок мусора на берегах;
- создать и увеличивать количество "зеленых патрулей", которые регулярно организуют уборку мусора;
- высаживать деревья на берегах Дона – они укрепляют склоны и препятствуют смыву почвы в воду;
- восстанавливать малые реки – очищать дно, снижать вырубку лесов по берегам;
- совершенствовать систему управления водными ресурсами;
- проводить массовое восстановление и строительство прудов.