Перспективы нефтяной добычи в Карском море, выдвигающие Россию в ТОПовые поставщики нефти на международный рынок

Нефтяная платформа

Западносибирская нефтегазовая провинция, продолжением которой является Карское море, в настоящее время обеспечивает две третьих добычи нефти в России.

Прямое влияние на реализацию проектов в данном регионе оказывают природные особенности: глубина моря – 40–350 метров, ледовая обстановка такова, что лет держится 10 месяцев в году и толщина его достигает полутора метров, а зимняя температура опускается до минус 46˚С.

Получив в 2010 году разрешение на изучение шельфа морей Арктики, ОАО «НК «Роснефть» начала реализацию проектов на трех Восточно-Приновоземельских участках Карского моря.

В сентябре 2014 года стали известны итоги бурения скважины Университетская-1 на первом участке. В результате бурения на глубине 2 113 метров была обнаружена нефть. При рекордно коротких сроках бурения (полтора месяца) удалось соблюсти все экологические и технологические требования. Новому месторождению было присвоено название «Победа».

Запасы нефти в Карском море

Площадь структуры «Университетская-1» составляет 200 квадратных километров. Предварительные оценки показали, что только первый пласт одной ловушки (части горной породы, в которой аккумулирована нефть) содержит не менее 100 млн тонн нефти. Вместе три Восточно-Приновоземельских участка включают около 30 ловушек.

Ресурсная база всех трех участков, согласно экспертной оценке, составляет 87 млрд баррелей.

Позже специалисты ООО «Тюменский нефтяной научный центр» провели исследования керна, которые подтвердили объем запасов первой открытой ловушки, – 391,9 млрд кубометров газа и 128,7 млн тонн нефти по категории С1 + С2.

Особенности и состав нефти в скважине Университетская-1

Карское мореВ октябре 2014 года специалистами ОАО «ТомскНИПИнефть» были закончены все исследования свойств нефти Университетской-1, результаты представили руководству ОАО «НК «Роснефть».

Результаты комплексных исследований бурового шлама, проб пластовых флюидов и образцов керна подтвердили прогнозные оценки: месторождение содержит сверхлегкую нефть, которая по основным показателям (таким, как содержание серы и плотность) превосходит нефть марок SiberianLight и WTI и нефть марки Brent, являющейся эталонной. Характеристики данной нефти сопоставимы с нефтью месторождения шельфа Вьетнама «Белый тигр».

Основные показатели этой нефти:

  • плотность – 808-814 кг/кубометр (у нефти Brent – 834 кг/кубометр);
  • массовое содержание серы – 0,02% (у Brent – 0,2-1%, в Urals – 1,2-1,3%);
  • высокий выход светлых фракций – 60–70%;
  • низкое содержание смол – 1,5%.

Нефть с подобными показателями высоко востребована на мировом рынке из-за преобладания метановых углеводородов и низкого содержания смол. Она достаточно проста в переработке. Используется как в качестве сырья для нефтехимических предприятий, так и для разбавления тяжелой нефти. К тому же в мире сейчас наблюдается тенденция резкого снижения запасов легкой нефти, что также повышает ее привлекательность у потребителей.

Основные месторождения нефти в миреВы можете узнать какое ещё месторождение нефти в России было открыто в последние годы.

Про то, какие страны обеспечивают современный мир нефтяными запасами, можете прочитать в нашей публикации.

Добыча нефти в Карском море

Месторождение было обнаружено совместно компаниями «Роснефть» и Exxon Mobil. В проекте участвовала компания Nord Atlantic Drilling, а также специалисты компаний Schlumberger, Weatherford, Halliburton, Trendsetter и др.

Скважина бурилась на глубине 81 метр в условиях открытой воды за 250 км от материка. Бурение осуществлялось посредством платформы West Alpha. Платформу предоставила норвежская компания Nord Atlantic Drilling.

Данная платформа представляет собой судно водоизмещением 30 тысяч тонн и длиной в 70 метров, которое крепится ко дну. Установка удерживается на месте посредством 8-якорной системы позиционирования. Конструкция способна выдержать шторм с высотой волн до 15 метров. В центре сооружения буровая установка. Максимальная глубина бурения – 7 км. Все оборудование предусматривает при необходимости замену на резервные варианты.

Проблемы транспортировки

Несмотря на все перспективные прогнозы нефтедобычи в регионе, одной из основных трудностей становится ее дальнейшая транспортировка. Вкупе с уже существующими сложностями эта проблема может помешать начать масштабные работы по добыче.

Арктический дирижабльДело в том, что побережье Карского моря практически не обеспечено транспортом. Старые (еще с середины прошлого века) порты находятся в упадке и не могут выдержать большого грузопотока. Основные порты – Диксон, Дудинка, Игарка, Харасавэй и Сабетта. Из них только два последних расположены в относительной близости от железнодорожной сети.

Создание полноценного железнодорожного сообщения могло бы существенно снизить долю морской транспортировки, добытой в Карском море нефти.

Однако в ближайшей перспективе это вряд ли произойдет. К тому же навигация в портах Карского моря возможна только в короткий летний период, так как ни один порт не является незамерзающим.

Транспортировка зимой возможна только через ближайший незамерзающий порт – Мурманск, что влечет за собой высокие дополнительные расходы. Есть еще вариант постройки порта в незамерзающем заливе Индигская губа, но это уже отдаленная перспектива, как и предлагаемое строительство грузовых дирижаблей гибридного типа, обладающих высокой грузоподъемностью и способных функционировать как воздушные танкеры.

Ближайшие перспективы

Зимой проект разведочного бурения на платформе «Университетская-1» планово приостанавливают и возобновляют весной, когда в Карском море наступают благоприятные погодные условия.Перспективы использования

Вопрос в том, будет бурение осуществляться вместе с зарубежными партнерами или нет. Изначально совместный проект двух компаний предполагал бурение 40 разведочных скважин на шельфе России до конца 2018 года.

Однако в связи с введением санкций Exxon Mobil так и не удалось прийти к соглашению с властями США, чтобы продолжить проекты в России. В результате сотрудничество с «Роснефтью» по шельфовым разработкам было заморожено.

По словам президента ОАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина, компания рассматривает возможность добычи на месторождении в Карском море через 5–7 лет. При этом стратегия развития будет ориентирована как на собственные разработки, так и на поиск новых партнеров.

Экологический аспект

Белый медведьОдна из ключевых проблем добычи нефти в Карском море экологическая. Бассейн разработок находится в непосредственной близости от охраняемых природных объектов, таких как национальный парк «Русская Арктика» в Карском море, «Остров Врангеля», который находится под патронажем ЮНЕСКО как «родильный дом» белых медведей.

Все это требует повышенного внимания со стороны компаний-разработчиков ко всем этапам своей деятельности.

Жесткие рамки российского природоохранного законодательства предполагают полное соблюдение международных требований и соглашений на всех этапах реализации шельфовых проектов.
Именно поэтому одним из главных аспектов работы Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок стала экологическая экспертиза. Особого внимания требовали вопросы взаимодействия с проживающим в регионе коренным населением.

На базе центра проводилось тщательное отслеживание влияния на окружающую среду всех работ, проводимых на шельфе, а также их оценка с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций. Одна из главных задач – не допустить утечки нефти. В холодных арктических морях гораздо сложнее устранить загрязнения, которые имеют особенность накапливаться в тканях морских рыб и млекопитающих, составляющих основу питания местных жителей.Жители Арктики

На самом начальном этапе буровая платформа West Alpha была подвержена всесторонней модернизации для того, чтобы обеспечить полную экологическую безопасность работ.

Платформа была оснащена двумя группами противовыбросовых превенторов и специальным независимым подводным запорным устройством. При возникновении самого незначительного риска эти механизмы способны запечатать скважину для предотвращения утечки.

Для сохранения экологической безопасности после введения санкций Exxon Mobil получила двухнедельную отсрочку для завершения бурения. Таким образом, завершение работ на разведочной скважине было проведено в безопасном и экологически безвредном режиме.

Итак, каковы же перспективы развития Карской морской нефтеносной провинции?

По оценкам экспертов, Карское месторождение должно превзойти по объему ресурсов таких гигантов, как Мексиканский залив и арктический шельф Северной Америки и Канады, и сравниться с ресурсами Саудовской Аравии.
Но, как показывают основные факты, крупномасштабное освоение Карской нефтяной провинции возможно не ранее, чем через 3-5 лет.

И дело тут не в возникших политических ограничениях и санкциях. Существуют не менее серьезные инфраструктурные проблемы, требующие тщательной проработки и значительных финансовых инвестиций. При постепенном развитии всех рассмотренных направлений освоение российской Арктики станет гораздо менее затратным и в долгосрочной перспективе должно значительно повлиять на развитие России и ее роль на мировой арене.

Поделиться:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.