Металлоемкое машиностроение в России, его место в мировой географии
Металлоемкое машиностроение – одна из ведущих отраслей промышленности, которая начала свое развитие еще в XVIII веке.
Предпосылками для ее активного роста стали наличие значительного трудового ресурса и открытие месторождений цветных и черных металлов.
Сегодня к металлоемкому машиностроению относят производства, которые требуют значительных сырьевых затрат, в частности металла.
Разделение по отраслям
Современное металлоемкое машиностроение условно можно разделить на тяжелое и среднее.К среднему металлоемкому машиностроению относятся
- Тракторостроение.
- Автомобилестроение.
- Станкостроение.
Эти отрасли хоть и требуют значительных затрат сырья, но все же основными факторами размещения этих отраслей машиностроения являются наукоемкость, наличие квалифицированной рабочей силы, близость рынков потребления.
К тяжелому металлоемкому машиностроению относится:
- Авиастроение.
- Космическое машиностроение.
- Судостроение.
- Железнодорожное машиностроение.
- Подъемно-транспортное машиностроение.
- Энергомашиностроительная отрасль.
Основной фактор размещения этих производств – близость сырьевой базы, на этом строится вся география.
Подъёмно-транспортная отрасль
Производству подъемно-транспортного оборудования отводится 9 % в отраслевой структуре машиностроения.
Это одна из тех отраслей, которая показывает динамичный рост, ведь еще в 2000 году ей отводилось 7 %. Рост обусловлен спросом на продукцию, который связан с активным развитием промышленности и сферы услуг в мире. Так, всего за четыре года, в период 2004–2009 годы, только в России объем выпуска этого оборудования увеличился с 21,5 млрд руб. до 40,1 млрд руб.
Самый большой потребитель подъемно-транспортного оборудования – Азия (40 % продаж). Это связано с тем, что крупные страны, такие как Индия и Китай, развиваются по пути индустриализации. Эксперты ожидают также, что будет расти спрос на такое оборудование и в Латинской Америке (пока на этот регион приходится только 5 % продаж). На Западную Европу приходится 28 % спроса.
По сфере применения оборудования можно выделить следующие виды:
- Подъемно-транспортное оборудование для горнодобывающей промышленности.
- Лифты, подъемники и конвейерное оборудование.
- Складское и транспортное оборудование для предприятий обрабатывающей промышленности.
- Подъемно-транспортное оборудование для сферы услуг.
Железнодорожное машиностроение
Расцвет железнодорожного машиностроения пришелся на время научно-технической революции.
Со временем отрасль стала не выдерживать конкуренции с автомобильным и воздушным транспортом, объемы постепенно сокращались. Особенно сильное падение объемов производства ощущалось в России. Так, за 90-е годы объем производства грузовых вагонов уменьшился с 25 тыс. до 5 тыс., тепловозов с 46 до 13 штук в год.
А вместе с тем Россия входит в тройку лидеров по производству наряду с США и Китаем.
Если же взять отдельные компании, то ситуация с географией меняется. Ведущий игрок – компания Bombardier базируется в Канаде. Ее доля в структуре железнодорожного машиностроения – 18 %, прибыль в год – 7,4 млрд долларов. Bombardier производит локомотивы и вагоны.
Второе место среди компаний-производителей занимает французский Alstom с долей рынка в 14,7 %. Своих лидирующих позиций Alstom добилась благодаря внедрению научных разработок в производство и обслуживание скоростных поездов. Именно ориентация на сверхскоростные поезда и вагоны с повышенной грузоподъемностью позволяет отрасли удерживать свои позиции. Ввод в эксплуатацию мощных электровозов позволил увеличить скорость пассажирских поездов до 250–300 км/час (рекорд скорости – 537 км/час).
На сегодняшний день оборот от производства на рынке железнодорожного машиностроения составляет 40,2 млрд долларов.
Судостроение
Обороты мировой отрасли судостроения оцениваются в 100 млрд долларов в год (согласно отчету Bloomberg). И все же отрасль теряет свои обороты. Пик развития пришелся на прошлый век, когда сначала лидером была Западная Европа, потом пальма первенства отошла к СССР. До 70-х годов каждый третий корабль изготавливался в этой стране.
В 90-е активно наращивать мощности стали Южная Корея и Китай, и центр судостроения переместился в Азию.
В настоящее время в судостроении прослеживаются следующие тенденции:
- появление судостроительных верфей в развивающихся странах;
- рост количества заказов на сложные и крупные суда, которые позволят снизить стоимость перевозки (в настоящее время корейская компания Samsung разрабатывает сверхкрупное судно на 16 000 TEU, а круизное судно Princess Kaguya, способное принять 8 400 пассажиров, разрабатывается японской компанией Japan Contents Network);
- строительство экологически чистых судов.
Энергомашиностроительная отрасль
Это отрасль тяжелого машиностроения, которая производит оборудование для генерации и передачи электроэнергии. К основной продукции, производимой ею, относятся турбины, трансформаторы, генераторы, оборудование для АЭС, паровые котлы, тягодутьевые машины.
Крупнейшим направлением отрасли является производство турбин и моторов. Доля этого производства составляет 11 % в отраслевой структуре машиностроения, что примерно в 2 раза выше доли станкостроения и в 5 раз больше, чем доля машиностроения для легкой промышленности.
В отличие от других отраслей тяжелого машиностроения, производство турбин и моторов концентрируется в руках немногочисленных крупных компаний. Так, крупнейшими игроками на этом рынке являются: немецкая компания Deutz, американские фирмы Caterpillar и Cummins, японские Mitsubishi , Siemens и Toshiba. Ежегодный оборот каждой из них составляет 10–40 млрд долларов. Доля российских компаний в настоящее время составляет около 2 %.
Если вам интересно где сегодня больше всего добывают нефти, то основное месторождение нефти в мировом масштабе не может быть названо, их несколько.
От того, где добыто чёрное золото, сколько усилий на это потрачено, зависит его цена, если интересуетесь ценами на нефть читайте нашу статью
Авиационная промышленность
Это одна из самых наукоемких отраслей промышленности, что является результатом особой сложности продукции.
На разработку каждого вида этой техники уходит примерно 5–10 лет.
До 1991 года мировыми лидерами по производству в данной отрасли были США и СССР. В СССР производили каждый третий боевой самолет в мире и почти 40 % гражданского авиапарка.
Треть всех мировых рекордов в области тоже принадлежали этой стране. Ситуация изменилась после распада СССР. С тех времен и до сих пор США держит в руках половину мирового рынка авиастроения.
Отрасль отличается высокой степенью капитализации при сравнительно небольших оборотах единиц техники. Так, ежегодно в мире производится не более 1 тысячи пассажирских авиалайнеров и столько же вертолетов. Производство налажено всего в 20 странах мира, притом только две компании, «Эйрбас» (Европа) и «Боинг» (США), могут позволить себе выпуск авиалайнеров на 100 и более пассажиров.
Космическая отрасль машиностроения
Не менее наукоемкая отрасль промышленности, чем авиастроение.В отрасли широко применяются последние научные разработки, сверхсовременные материалы и очень квалифицированный ручной труд.Производственные площади похожи на научные лаборатории огромных масштабов.
В отрасли выделяют основные направления:
- метрологическое;
- спутниковое;
- навигационное;
- ракетостроение;
Важнейшим направлением является ракетостроение. И хотя это производство освоили многие страны, многоступенчатые ракеты для запуска спутников производят только в 10 странах, а космические корабли многоразового использования только в США.
Лидерство в космической отрасли долгое время удерживает США. Основные американские производители:
- «Дженерал Дайнэмикс» (производство крылатых ракет в Сан-Диего);
- «Рокуэлл» (производство агрегатов для шаттлов);
- ULA (производство ракет-носителей);
- Orbital Sciences Corparation.
В десятку лидеров входят также Россия (11 % рынка), Южная Корея, Китай и страны Западной Европы.
Все отрасли тяжелого металлоемкого машиностроения характеризуются зависимостью от сырьевой базы. В последнее время наметилась новая тенденция – использование современных сплавов и активное внедрение научных разработок. Это поможет уменьшить общие затраты на производство, сделать его более экологичным и безопасным. Это, в свою очередь, станет новым витком в развитии отрасли.