Штокмановское месторождение. Проект XXI века

Проект СПГ

Запасы полезных ископаемых, расположенные на дне морей, составляют 50% газовых богатств России и четвертую часть нефтяных. Освоена лишь малая их часть. Например, знаменитая каспийская нефтегазовая кладовая едва вмещает 1% от всего объема. В сравнении с ней газовое месторождение емкостью 39 трлн. кубометров выглядит супергигантом. Это – половина всех подводных газовых российских богатств. Именно столько газа содержат недра мелководной пологой платформы Баренцева моря, называемой шельфом. При эксплуатации месторождения специалисты рассчитывают получать от него вместе с природным газом 56 млн. тонн газового конденсата.

Запасы были разведаны в 1981 – 1988 годах. Их ожидаемая величина первоначально оценивалась в 2,4 трлн. кубических метров газа. Пробное бурение было произведено с платформы, расположенной в центральной точке шельфа на расстоянии 300 км от ближайшего берега о. Новая Земля.

Основные характеристики

На месторождении предусмотрено установить 10 буровых самоходных платформ, оснащенных подводным добывающим оборудованием.Доставка ресурсов Процесс освоения разбит на этапы, по каждому из которых плановый объем ежегодной добычи составляет: 24; 47; 71 млрд. кубометров голубого топлива. В составе технологического комплекса планируется создать:

  • предприятие по сжижению газа с годовой производительностью 7,5 млн. тонн,
  • портовое хозяйство.

Перемещение газа планируется осуществлять с помощью транспортного оборудования нескольких типов:

  • магистрального трубопровода длиною 1365 км,
  • двух технологических газопроводов,
  • судов-газовозов.

Сроки строительства и ввода в эксплуатацию

Первоначальное решение о пуске месторождения было принято в 1992 году. Его разработку поручили российскому предприятию «Росшельф».

С 1995 по 2006 годы АО «Газпром» вел переговоры с зарубежными корпорациями о коллективной эксплуатации месторождения.

В 2006 – 2008 годах акцент переговоров сместился. Компания приступила к поиску партнеров, готовых участвовать в строительстве и освоении промысла в качестве подрядчиков. По результатам подписанного соглашения возникло общество «Штокман Девелопмент АГ». Кроме российского предприятия инвесторами выступили «Statoil» (Норвегия) и «Total» (Франция). К 2012 году общество деятельность не начало, срок договоренностей истек, проект приостановился.

В соответствии с правительственными данными промышленный пуск месторождения должен состояться в октябре – декабре 2016 года. Сопутствующие производственные комплексы планируют начать деятельность с декабря 2017 года.

Принцип работы

Добыча углеводородов производится с борта самоходной платформы корабельного типа. Для подъема газа со скважины в подводной части океана собираются технологические комплексы, включающие:Действующее месторождение

  • четыре донные плиты с буровыми отверстиями;
  • райзеры – вертикальные глубинные гибкие трубопроводы;
  • среднеглубинные арки, фиксирующие постоянное положение райзеров;
  • магистральные газопроводы;
  • коммутационное оборудование.

В качестве основной технологической идеи рассматривается подъем сырья с придонной территории на перерабатывающее судно, последующую транспортировку его на берег. На сегодня предполагаются две взаимоисключающие друг друга технологические цепочки, каждая из которых предусматривает:

  1. Сепарацию конденсата и природного газа на борту плавающей платформы;
  2. Разделение углеводородов на береговом заводе.
Независимо от варианта первичной обработки сырья, окончательной готовой продукцией должен стать сжиженный газ.

С этой целью в течение 2015 – 2016 годов в окрестностях пос. Териберка должно вступить в строй предприятие, производящее сжиженный газ, наливной терминал и транспортная трубопроводная система. Операционную деятельность планируется поручить экспортно-ориентированной корпорации. Цель ее деятельности – поставки газа потребителям Азии и Европы. Транспортировка осуществляется морским транспортом и через систему газопроводов

Особенности

К особенностям проекта в первую очередь относят сложность природных условий. Газодобывающему, перерабатывающему и транспортному оборудованию придется функционировать в условиях Арктики. Его работоспособность будет подвергаться нагрузкам:Завод СПГ

  • среде морского воздуха с интервалом температур −50 − +33 °C;
  • движению айсбергов массой в миллионы тонн;
  • воздействию штормов с волнением до 27 м.

Во-вторых, проект разработки одной из мощнейших газовых скважин требует внедрения дорогостоящих масштабных инновационных технологий. Инвестиции должны иметь долгосрочный характер. Предприятию предстоит выдерживать конкуренцию с мобильными компаниями, оборачивающими в коротком периоде небольшие капиталы, помещенные в добычу сланцевого газа.

Третьей особенностью является внедрение уникальных и разнообразных технологий, предполагающих возведение донных магистралей, морских райзеров, береговых перерабатывающих комплексов и эксплуатации специализированных судов.

Несмотря на то, что перспективы освоения проекта вызывают дискуссии на разных уровнях, подготовительные работы не останавливаются. В 2014 году в районе Териберки была проложена автотрасса, являющаяся частью инфраструктурного комплекса. В ближайших планах – строительство складских комплексов, объектов связи, железнодорожной ветки. По расчетам экспертов, экономическая эффективность от освоения мощностей и продажи газа с ШГКМ в течение 45 лет эксплуатации должна составить 600%. АО «Газпром» на протяжении всего подготовительного периода проводит непрерывное стимулирование проектных разработок. Одним из мероприятий, направленных на повышение привлекательности проекта, должна стать международная конференция, посвященная освоению шельфа в Баренцевом море.

Влияние добычи газа на экологию региона

Рабочий процессТехнологическая неоднозначность проекта вызывает озабоченность экологов. В процессе его реализации предполагаются достаточно многоплановые воздействия на природную систему. Среди них – глубинное бурение скважин, подледное строительство газопроводов, промышленное освоение прибрежной зоны, прокладка путей сообщения, ЛЭП. Подразумевается эксплуатация трубопроводов высокого давления, перемещение значительных объемов углеводородов. Каждая операция технологического процесса сопряжена с риском аварийности. При строительстве необходимо учитывать проседание придонных поверхностей, возможное образование накоплений гидратов, возникновение других техногенных осложнений.

И все же, существующая практика эксплуатации подобных комплексов показывает: закрытые процессы добычи углеводородов и их передачи на значительные расстояния существенного влияния на экосистему не оказывают. Если, конечно, соблюдаются все технологические и санитарные нормы безопасности.

Ветрянные электростанцииПолиамид — применение, изготовление и будущее этого полимера.

Сила ветра может подарить нам силу электричества! Как? Прочтите в познавательной статье.

Лом металлов — ценное сырье. Как правильно с ним обращаться вы можете узнать по http://greenologia.ru/othody/metally/lom-chuguna.html ссылке.

Вывод

Проект разработки земных недр в условиях Арктики с помощью океанических производственно-транспортных комплексов настолько уникален, насколько трудоемок. Даже при шестикратной экономической привлекательности, он не нашел полной безоговорочной поддержки среди инвесторов. Успешная освоение Штокмановского месторождения будет еще одним актом торжества разума над природой. Но когда-то и оно иссякнет. Необходимость в освоении новых ресурсов поставит перед человеком еще более сложную задачу. Интрига заключается в решении дилеммы: в борьбе разума и природы, в конце концов, кто победит раньше?

Поделиться:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.