Факторы, которые влияют на организацию машиностроительной отрасли

Факторы размещения машиностроения

Машиностроение представляет из себя самую сложную по составу отрасль, включающую более 70 отраслей.

Основные из этих отраслей – это транспортное машиностроение, приборостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство технического оборудования.

Факторы размещения предприятий машиностроительной отрасли во многом зависят от технологии производства.

Основные факторы

Выделим два основных вида машиностроения по этому признаку:

  1. Металлоемкое производство, которому требуются большие объемы металла.
  2. Наукоемкое и трудоемкое машиностроение, которому в большей степени необходимы рабочие высокой квалификации и научные разработки.

Но для всех отраслей основными факторами являются:

  • Трудоемкость.
  • Наукоемкость.
  • Сырьевой фактор.
  • Потребительский фактор.
  • Транспортный.
  • Территориальная концентрация.

Примером решающей роли этих факторов в тяжелом машиностроении могут быть Рурский район в Германии, северо-восточные штаты США, Верхняя Силезия в Польше, Уральский район в России. Здесь большая концентрация предприятий, которые выпускают оборудование для потребностей металлургии, энергетики, химической промышленности.

Производство точных машин, радиоэлектроники, приборов традиционно расположено в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила. Особенностями наукоемкого и точного производства является отсутствие фактора сырья. Вернее, значимость его незначительна.

Производство бытовой техники ориентировано на наличие покупательского спроса.

Природные условия и обусловленная этим география сырьевых и природных ресурсов

Сырьевой факторВажнейшим фактором размещения предприятий машиностроительного комплекса были и будут традиции развития промышленности в конкретных географических регионах. Северо-восточные штаты США с их многочисленными металлургическими и химическими гигантами стимулировали бурное развитие предприятий тяжелого машиностроения.

В этом регионе расположились также крупнейшие автомобильные и авиационные заводы, основные потребители металла в машиностроении.

География машиностроения прослеживается не только в отдельно взятой стране, но и в мире в целом.

Например, южные штаты США, большая часть Австралии, многие регионы Аргентины и Канады, Ферганская долина в Узбекистане испокон веков являются районами развитого сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.

В этих местах неизбежен спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения и изделий машиностроения для перерабатывающей и пищевой индустрии.

Постоянный прирост и омолаживание населения во многих регионах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки ускорили процесс размещения предприятий по выпуску бытовой техники и изделий радиоэлектроники в этих странах. А неуклонно растущий спрос дал толчок бурному развитию этих отраслей машиностроения в Китае, Сингапуре, Малайзии, Бразилии, Индии.

Объем капитальных вложений и источники финансирования

Финансовый факторС учетом всех этих факторов происходит финансирование и вложение инвестиций в развитие машиностроительной индустрии. В основном главными инвесторами являются владельцы уже действующих мощностей. В металлоемких отраслях это чаще всего трансконтинентальные компании. Их бизнес насчитывает десятилетия, поэтому все аспекты кратко- и долгосрочного развития и его финансирования отлажены и представляют из себя стройную систему. Примером могут быть гиганты мировой промышленности: General Electric, Boeing, Samsung и другие.

Но довольно часто в роли финансового донора выступает государство или местные власти. Почти всегда это происходит в силу негативных, кризисных явлений в мировой экономике. В этом случае речь идет не о получении прибыли и развитии производства, а о сохранении рабочих мест и недопущении социальной напряженности.

Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах

От объемов финансовых вливаний зависит уровень развития отрасли в отдельно взятом регионе. Рурский бассейн может служить примером сверхстабильного развития из-за долгосрочной, выработанной десятилетиями системы финансовых вложений. Имея годовой оборот более 100 миллиардов евро и отчисления в развитие отрасли на уровне 15 – 20 %, предприятия этого региона стабильно и динамично развиваются.

Примером другого рода являются предприятия машиностроения по сборке бытовой техники и радиоэлектроники в большинстве стран Юго-Восточной Азии. Огромные средства направляются в основном на расширение производства и увеличение объема продукции за счет избытка дешевой рабочей силы. Масштабы производства огромные, а уровень развития пока весьма низок.

Уровень базового развития науки и техники

Наука и техникаСтраны с высоким уровнем научно-технического развития по-другому выстраивают модель развития машиностроения. Япония практически весь свой интеллектуальный потенциал вкладывает в такие области машиностроения, как автомобилестроение, IT-технологии, космические разработки, ядерная энергетика.

Все эти отрасли, а также предприятия с высоким уровнем технологического процесса и предприятия военно- промышленного комплекса полностью зависимы при выборе места расположения от наличия в этом регионе достаточного количества научных кадров высокой квалификации, научно-исследовательских учреждений нужного профиля и фундаментальных вузов для подготовки специалистов.

Специализация и кооперирование

Специализация и кооперацияПри нынешнем уровне кооперации мировой промышленности одним из определяющих факторов является сочетание специализации будущего предприятия и его способности интегрироваться в местную и глобальную экономику.

Специализация необходима для достижения оптимальных результатов для окупаемости проекта по затратам и инвестиционным планам. А кооперация как на региональном уровне, так и в глобальном плане дает возможность быстро реагировать на вызовы рынка и мировой финансовой системы.

Успешным примером такой взаимосвязи может послужить размещение сборочных мощностей ведущих производителей бытовой техники в Китае.

Транспортная сеть и пути сообщения

Весьма значительным является фактор транспортной безопасности для стабильной работы предприятия. Особенно это относится к предприятиям, которые зависят от большого количества поставщиков. Развитая сеть железнодорожного сообщения (особенно для тяжелого машиностроения ), желательная близость морских портов для сельскохозяйственного машиностроения, сеть воздушных коммуникаций – непременное условие для нормального функционирования всего производственного цикла.

Уровень квалификации и состав трудовых ресурсов

Трудовые ресурсыГлавное в любом виде деятельности – люди, которые будут изготовлять продукцию. От их умения, профессиональных навыков, чувства ответственности зависит процветание производства. Все ведущие компании в любой отрасли скрупулезно и ответственно проводят мониторинг трудовых ресурсов в регионе, где собираются осуществлять свою деятельность. Учитывается множество факторов: средний образовательный уровень, профессиональная пригодность, традиции этого района, демографический состав, общий уровень здоровья.

Форма производства

Этот фактор часто недооценивают, но он является одним из основополагающих при выборе места для производства продукции машиностроения. Для категории предприятий металлоемкого производства более приемлемы крупные формы: ведь они требуют по самой своей специфике расположения вблизи крупных химических и металлургических комбинатов. Расположение этих комбинатов привязано к крупным промышленным городам, соответственно, и население этих мегаполисов психологически более привычно к объемным формам производства.

А вот жители Азии, Латинской Америки, где многие компании осуществляют сборочное производство, более предрасположены к мелким формам производства.

Структура и масштабы потребления готовой продукции

Определить востребованность выпускаемой продукции означает определиться со структурой и масштабами будущего предприятия. Численность персонала, структурная градация, объемы выпускаемой продукции – все это напрямую связано с тем, какое количество продукции будет востребовано на внутреннем и внешнем рынке.

Транспортабельность готовой продукции и сырья

Необходимость учитывать способности сырья для производственного процесса и готовой продукции к транспортировке – очень важный технологический фактор. При всех прочих положительных факторах он должен быть неукоснительно соблюден.

Техногенные источники радиоактивного излученияСтраны, имеющие ядерное оружие не пытаются от него избавиться, а их количество увеличивается.

Что является источниками техногенного загрязнения читайте в нашем материале.

Перейдя по ссылке, http://greenologia.ru/eko-problemy/issledovatelskie-raboty-ekologii.html вы узнаете какие исследовательские работы по экологии проводятся в мире.

Экология региона

Требования местных властей и законы государства о защите окружающей среды должны неукоснительно соблюдаться. Их нарушение может повлечь полную остановку предприятия и потерю всех вложенных в него активов. Поэтому проведение экологической экспертизы – залог успешной коммерческой и производственной деятельности.

Каждый из перечисленных факторов важен сам по себе. В то же время очевидно, что все они взаимосвязаны. Но для успешной работы в долгосрочной перспективе невозможно не учитывать ни одного из них.

Поделиться:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.