Сохранение экологического благополучия России, как главная цель мусорной реформы. Суть и особенности законодательных мероприятий

Рост объёмов бытовых отходов, возникновение стихийных свалок и потребность в быстрой утилизации мусора привели к необходимости создания единой службы, которая была бы способна быстро и качественно решать эти проблемы.

Суть реформы

Ещё в 1998 году в России был принят Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления», который ввёл правила вывоза, складирования и переработки бытовых и промышленных отходов. Закон преследовал цель минимизировать влияние мусора на человека и природу, предлагал использовать его в виде дополнительного сырья в хозяйственном обороте. Однако со временем сложилась ситуация, когда поставленные законом цели перестали реализовываться в полном объёме. Необходима была реформа. Решено было объединить в одних руках вывоз, складирование и переработку. Стране нужен был единый, отвечающий за чистоту и порядок, оператор.

С 1 января 2019 года в России началась «мусорная реформа». Каждый субъект РФ должен был:

  • создать схему обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) на своей территории в электронном виде;
  • разработать и утвердить программу и нормативы накопления ТКО;
  • отобрать регионального оператора, который должен организовать полный цикл работы с отходами.

Президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года поставил перед страной задачу:

  • ликвидировать 30 самых крупных свалок в российских городах до конца 2020 года;
  • ликвидировать все мусорные свалки до конца 2027 года.

Обязательным условием проведения реформы Президент назвал наличие структур, которые будут не только получать деньги с населения.

Кто должен заниматься вывозом и утилизацией мусора

Статья 24.6 ФЗ №89 определила, что собирать, вывозить, обрабатывать, утилизировать, обезвреживать и захоранивать твёрдые коммунальные отходы (ТКО) на территории краёв, республик, областей, городов, автономных округов и автономных областей должен один или несколько региональных операторов.

Региональный оператор – это юридическое лицо, которое заключает договор оказания услуг по обращению с отходами с их собственником и имеет право работать только в своём регионе (абзац 25 ст. 1 ФЗ №89).

Региональный оператор (РО):

Какой мусор и откуда вывозится

Твёрдые коммунальные отходы делятся на следующие виды:

  • бытовые отходы;
  • крупногабаритные отходы;
  • отходы от уборки территории;
  • растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, деревьями и кустарниками.

По виду утилизации делятся на следующие виды:

  • компостируемые ТКО (разлагающиеся): пищевые; канализационные; тканевые; деревянно-целлюлозные;
  • некомпостируемые ТКО: высокоопасные (аккумуляторы, градусники, ртутно-кварцевые, энергосберегающие лампочки, автомобильные шины, краски, бытовая химия и др.); неопасные (стекло, пластик, алюминиевые и железные банки).

Для сбора коммунальных отходов применяются контейнеры разных типов и размеров:

  • мусорный бак – железная ёмкость на колёсах объёмом до 0,7 м3;
  • евроконтейнер – пластиковый, ёмкостью 1-1,3 м3;
  • «колокол» – тара для сбора раздельного мусора;
  • «лодка» – контейнеры для сбора крупногабаритного мусора объёмом до 15м3.
Переработка отходов и мусора – основное направление экологии в борьбе за чистоту планеты
Читать
Утилизируем отходы, а получаем… энергоресурсы. Эффективные методы переработки мусора
Подробнее
Как собирают и сортируют бытовой мусор в мире и России
Смотреть
Перспектива экологической безопасности России – вторичное использование ТБО
Далее

Площадки для сбора и вывоза мусора

Эти площадки должны отвечать требованиям Санитарных норм и правил. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий насёленных мест» предусматривает:

  • на территории домовладений должны иметься площадки для размещения мусорных контейнеров с удобными подъездами для транспорта, площадка должна быть с водонепроницаемым покрытием;
  • срок хранения коммунальных отходов в контейнерах в холодное время года при -5 °С и ниже – не больше трёх суток, в тёплое время при +5 °С и выше – не больше одних суток;
  • сбор твёрдых бытовых отходов в благоустроенном жилищном фонде осуществляется в стандартные металлические контейнеры;
  • минимальное расстояние от жилого дома, детской или спортивной площадок, места отдыха жителей до площадки сбора и вывоза мусора – 20 метров, но не дальше 100 метров, размер площадок рассчитывается на установку не более 5 контейнеров.

Размещение малообъёмных контейнеров на площадках не решает проблему крупногабаритного мусора, а большие контейнеры не позволяют на месте производить его раздельный сбор.

Договор с региональным оператором

Пункт 5 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ говорит о необходимости заключения договора собственником жилого помещения с региональным оператором на вывоз ТКО. Об этом же говорится в п. 4 ст. 24.7 ФЗ № 89.

Для заключения письменного договора нужны документы:

  • заявление в двух экземплярах в произвольной форме, подаётся лично или по почте заказным письмом: содержит фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер и серию паспорта, когда и кем выдан, номер телефона, домашний адрес, общую площадь помещений, число постоянно проживающих, название услуги – обращение с ТКО, меры социальной поддержки (скидки пенсионерам и инвалидам), сведения о необходимом количестве мусорных контейнеров для домовладения;
  • документ о праве собственности на домовладение – копия свидетельства или выписка ЕГРН;
  • копия паспорта.

В течение 10 рабочих дней после получения заявления региональный оператор выдаст или направит заказным письмом два экземпляра договора на вывоз мусора. Их нужно подписать, один экземпляр вернуть оператору.

Плата за вывоз мусора

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО регулируется формулами 9(1)-9(8), приведёнными в разделе II.1 Приложения 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (ред. от 13.07.2019). Формулы 9 (1), (3), (7) за расчётную единицу принимают количество граждан, проживающих в жилом помещении, формулы 9 (2), (4), (8) в качестве расчётной единицы используют квадратный метр жилой площади. Формулы определяют расчёт:

  • на основе нормативов накопления ТКО;
  • на основании объёма вывезенных контейнеров при раздельном сборе мусора;
  • для потребителей, проживающих в коммунальных квартирах.

Решение о варианте оплаты (за метры или по количеству граждан) принимает орган государственной власти субъекта РФ.

Региональный оператор закладывает в тариф свои затраты и прибыль, но не может превысить норматив, утверждённый Тарифной комиссией региона.

Для граждан плата за вывоз мусора считается по формуле:

  • количество жильцов х норматив х тариф = размер оплаты за год.

Ежемесячные платежи получаются путём деления полученной цифры на 12 месяцев. Предприниматели и организации оплату за вывоз отходов производят в зависимости от вида деятельности, количества служащих, размера помещений и территорий и других факторов.

Особенности мусорной реформы в частном секторе

Если до введения «мусорной реформы» каждый владелец дома или коттеджа самостоятельно решал проблему вывоза и утилизации отходов, то после 1 января 2019 года он обязан заключить с региональным оператором договор обращения с ТКО.

Тариф на оплату не зависит от площади жилого помещения и количества проживающих в нём. Его максимальный размер устанавливается решением Тарифной комиссии региона. То же самое относится к жителям сельской местности и владельцам дачных домов садоводческих некоммерческих товариществ независимо от характера проживания – постоянного, временного или периодического.

К особенностям реформы в частном секторе и сельской местности можно отнести пониженный тариф на обращение коммунальных отходов.

Есть ли регионы России, где начало мусорной реформы отложено

Пункт 5 статьи 29.1 ФЗ №89, утверждённый ФЗ №483 от 25.12.2018, определяет регионы России, где до 1 января 2022 года города федерального подчинения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь – имеют право не использовать ФЗ №89 в работе региональных операторов. Сроки перехода утверждают уполномоченные органы регионов в соответствии с распоряжениями федерального органа исполнительной власти. Плата за коммунальные услуги по обращению с ТКО входят в состав коммунальных платежей по содержанию жилых помещений.

Кроме того, не все российские регионы успели «войти» в реформу, девять субъектов перенесли её введение на 2020 и 2022 годы:

  • Владимирская область;
  • Курганская область;
  • Омская область;
  • Еврейская автономная область;
  • Ненецкий автономный округ;
  • Забайкальский край;
  • Приморский край;
  • Хабаровский край;
  • Республика Марий Эл.
На этих территориях нет достаточного количества полигонов для размещения ТКО, не подготовлена в полном объёме документация, не начато строительство сортировочных и перерабатывающих предприятий, а власти Владимирской области, например, не смогли определиться с региональным оператором.

Несмотря на трудности с внедрением реформы, она в конечном итоге решит главную задачу – наведение порядка в сфере обращения коммунальных отходов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Поделиться:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.