Новые правила оплаты за вывоз мусора в результате введения мусорной реформы в России: правовая база, формулы расчёта
По определению, данному в статье 1 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 (ред. 27.12.2019), твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) называются:
- отходы, полученные в жилых домах и квартирах (жилищах) в результате использования физическими лицами продуктов и товаров;
- изделия, потерявшие свои потребительские качества при их применении физическими лицами в жилищах для удовлетворения личных и бытовых потребностей.
Правовая база
Человек, получивший ТКО в своём жилище, является их собственником. Право собственности на отходы определяет ст. 5 Модельного закона «Об отходах производства и потребления», а также ст. 4 ФЗ №89 и ст. 209 Гражданского кодекса РФ.
Договор на размещение отходов
Полученные отходы невозможно накапливать в жилищах, нужно заниматься их «обращением», т. е. сбором, вывозом, утилизацией и т. д. Физическое лицо не обладает для этого лицензией, следовательно, не имеет права это делать. Можно лишь выбросить мусор. Выбрасывая мусор где попало, гражданин нарушает п. 2 ст. 51 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» и несёт ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ или по ст. 247 УК РФ.
Чтобы «правильно» выбрасывать мусор, собственник ТКО обязан (п. 4 ст. 24.7 ФЗ №89) заключить «Договор на размещение отходов» с региональным оператором (п. 1 ст. 24.7 ФЗ №89).
Любой региональный оператор, начиная работу в регионе, размещает в местных печатных органах (например, в газете или на собственном интернет-сайте) типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, являющийся публичной офертой (предложением), согласно ст. 435 ГК РФ. Если собственник ТКО в период деятельности оферты совершает действия, в ней указанные (например, выбрасывает мусор в контейнеры для сбора ТКО, принадлежащие региональному оператору), то это считается акцептом (согласием) собственника на оферту (п. 3 ст. 438 ГК РФ) и становится доказательством принятия между клиентом и региональным оператором договора по вывозу отходов. Значит, вне зависимости от наличия письменного договора на предоставление услуг клиент обязан их оплачивать.
Последовательность действий по подписанию договора на обращение мусора между клиентом и региональным оператором описана пунктами 8.1-8.20 «Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами», утверждённых Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016.
Жители многоквартирных домов (МКД) подписывают договоры по обращению мусора на основании статей 44, 157.2 ЖК РФ и пунктов 148.1-148.21 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011.
Плата за вывоз мусора
Размер, сроки и способы оплаты описаны в разделе II Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждённого Постановлением Правительства РФ №1156 от 12.11.2016. Для жителей МКД необходимость оплаты определяется ст. 153 ЖК РФ, а порядок расчётов – пунктами 148.27, 148.28 «Правил», введённых постановлением Правительства №354.
Кем и как формируются тарифы
Порядок установления тарифов обозначен в пунктах 3 и 4 «Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО», утверждённых Постановлением Правительства РФ №484 от 30.05.2016 (ред. 29.10.2019):
- Тарифы определяются органом исполнительной власти территориального образования РФ или органом самоуправления, если ему было делегировано это право, до срока введения тарифов, но не позднее 20 декабря года, предшествующего году введения этих тарифов. Тарифы начинают действовать с начала календарного года в течение не менее 12 месяцев и на протяжении этого периода не пересматриваются.
- Региональный оператор до 1 сентября года, предшествующего году введения новых тарифов, должен подать в регулирующий орган представление о введении новых тарифов (п. 5 «Правил»).
- К заявлению об изменении тарифов должен быть приложен перечень документов в соответствии с п. 8 «Правил». Обязательным условием является подача расчёта размера новых тарифов (пункт ж пункта 8 «Правил»).
- Орган регулирования делает экспертизу с целью выявления экономической обоснованности новых тарифов.
- Решение о введении новых тарифов принимается на заседании правления органа регулирования не позже 20 декабря года подачи заявления региональным оператором.
- Решение о введении новых тарифов включает: размер новых тарифов, дату начала действия и величину долгосрочных параметров регулирования.
- Решение о введении новых тарифов не обладает обратной силой.
Что входит в стоимость новой оплаты
Расчёт новой оплаты на вывоз мусора производится методом экономически обоснованных расходов (приложение 4 Приказа ФАС РФ от 21.11.2016 №1638/16) и включает расходы регионального оператора:
- производственные;
- ремонтные;
- административные;
- сбытовые;
- на амортизацию основных средств;
- на арендную плату и лизинг;
- уплата налогов;
- экологический налог.
А также его доходы:
- нормативная прибыль;
- расчётная предпринимательская прибыль;
- выпадающие доходы или экономия средств;
- необходимая валовая выручка.
Формулы расчёта
Тарифы регионального оператора не могут превышать тарифов, установленных уполномоченными органами исполнительной власти на основании «Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО», определённых Постановлением Правительства РФ № 484 от 30.05.2016 (ред. 29.10.2019).
Тариф платы за мусор рассчитывается по двум формулам:
- местный тариф на 1м3 мусора * норматив накопления = стоимость вывоза на 1 человека в месяц;
- стоимость вывоза на 1 человека в месяц * количество проживающих в квартире = цена вывоза мусора в месяц.
Под величиной местного тарифа на 1 м3 мусора подразумевается тариф, рассчитанный региональным оператором по методу экономически обоснованных расходов (приложение 4 Приказа ФАС РФ от 21.11.2016 №1638/16) и утверждённый местными уполномоченными органами исполнительной власти. Нормативы накопления ТКО выражаются в единицах объёма и приведены в сводной таблице нормативов всех регионов РФ, информация в которой актуальна на дату обращения.
Что будет, если не платить за вывоз мусора
Вывоз мусора является коммунальной услугой. Отсутствие оплаты регулируется п. 14 ст. 155 ЖК РФ. На 31 день после окончания времени оплаты начинается начисление пени – 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ.
Если на протяжении 90 дней после прихода срока оплаты платёж за вывоз мусора не сделан, то начиная с 91 дня, пени считают, как 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день неоплаты услуг.
В случае отказа от оплаты услуг региональный оператор обратится в суд с иском о взыскании долга.
https://www.youtube.com/watch?v=CnpgVJCnKOA