Greenologia
Назад

Основные положения Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, актуальные для 2020 года

Опубликовано: 04.02.2020
Время на чтение: 11 мин
0
796

Отходами, согласно Федеральному закону №89 от 24 июня 1998 года (ред. от 27.12.2019), принято считать вещества или предметы, образующиеся в ходе производства, исполнения работ, осуществления услуг, потребления, которые удаляются сразу, приготовлены для удаления или будут удалены, согласно статьям этого закона.

Обращение (работа) с отходами — это:

  • сбор;
  • накопление;
  • транспортировка;
  • обработка;
  • утилизация;
  • обезвреживание;
  • размещение отходов.

Общие требования к обращению с отходами

Глава III ФЗ №89 определяет требования к работе по удалению отходов.

Лицензирование деятельности

Лицензированию подлежат работы с отходами I - IV классов опасности (ФЗ №99 от 4.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. ФЗ №458 от 29.12.2014).

Если лицензионной деятельностью по управлению отходами на объекте уже занимаются ИП или юридическое лицо, то другие субъекты хозяйствования не имеют права заниматься тем же на этом объекте.

Область строительства, проектирования, капремонта и реконструкции зданий

Общим требованием к ИП и юрлицам, работающим в этой сфере, является строгое соблюдение законодательства в работе с отходами.

Субъекты хозяйствования должны организовать полигоны для накопления отходов в соответствии с законодательством.

Единые требования к переработке, уничтожению и локализации мусора в этой области устанавливаются Правительством РФ.

Сфера эксплуатации зданий и сооружений

Запрещается ввод в работу объектов, связанных с утилизацией мусора и не оснащённых техническими возможностями и технологиями по устранению вреда при расположении отходов. Юрлица и ИП при эксплуатации таких объектов должны:

  • соблюдать федеральные правила и нормы при обращении с ТКО;
  • заниматься разработкой проектов нормативов и лимитов с целью снижения количества образуемых отходов;
  • платить экологический сбор (п. 5 ст. 24.5 ФЗ №89);
  • выполнять требования по обращению с однородными ТКО;
  • внедрять новейшие технологии для сокращения количества отходов;
  • делать инвентаризацию, согласно «Правил инвентаризации объектов размещения отходов»;
  • выполнять мониторинг природной среды на полигонах ТКО;
  • предупреждать аварии на объектах нахождения отходов и ликвидировать их последствия;
  • информировать органы власти при возникновении и угрозе возникновения аварий при обращении с ТКО.
Изменения окружающей среды и климата, как следствие влияния промышленных и бытовых отходов на экологию
Читать
Тяжелые металлы — наиболее опасные элементы, способные загрязнять экосистемы в течении длительного времени
Подробнее

Требования к объектам расположения отходов

Место строительства предприятий по работе с ТКО устанавливается, согласно ст. 47 Градостроительного кодекса РФ. Собственники, владельцы и пользователи объектов расположения отходов обязаны мониторить загрязнение и состояние природы в порядке, установленном федеральной исполнительной властью.

Собственники, владельцы и пользователи объектов нахождения отходов обязаны после завершения их эксплуатации установить за ними контроль в порядке, установленном федеральной исполнительной властью.

Запрещено захоранивать отходы:

  • в населённых пунктах;
  • в водоохранных и рекреационных зонах;
  • в местах расположения полезных ископаемых и проведения горных работ, если есть угроза загрязнения этих районов.

Предприятия удаления ТКО необходимо вносить в государственный реестр объектов расположения отходов. Реестр объектов ведётся в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Запрещено:

  • размещение мусора на объектах, не включённых в Госреестр;
  • захоранивать отходы с неизвлечёнными из них полезными веществами, перечень этих ТКО устанавливается Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. N 1589-р.
  • использовать твёрдые отходы при рекультивации территорий.

Требования к работе с отходами на территориях муниципалитетов

Территории муниципалитетов подлежат регулярной очистке от ТКО, согласно экологическим, санитарным и иным требованиям. Накопление (раздельное накопление), сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО на территориях муниципалитетов производится, согласно ФЗ №89.

Требования к обращению с отходами I - V классов опасности

Юрлица и ИП, у которых возникают отходы I - V классов опасности, должны:

  • отнести получающиеся отходы к определённому классу опасности и подтвердить его в порядке, установленном Минприроды РФ;
  • изготавливать паспорта отходов I - IV классов опасности;
  • выполнять требования Минприроды по обработке групп однородных отходов I - V классов опасности.

Требования к лицам, допущенным к утилизации отходов I - IV классов опасности

Такие специалисты должны иметь квалификационные документы, выданные после профобучения или дополнительного профобразования. Отвечает за них назначенное должностное лицо предприятия. Процесс учёбы выполняется, согласно законодательству РФ об образовании.

Требования к транспортировке отходов

Транспортировка отходов производится:

  • при наличии паспорта отходов;
  • при наличии специального, оснащённого специальными знаками, транспорта;
  • при соблюдении ТБ при перевозке отходов на транспорте;
  • при наличии документов для транспортировки и передачи отходов с указанием их количества, цели и места назначения.

Требования к перемещению отходов через границу РФ

Порядок перевозки отходов через границу устанавливает Постановление Правительства РФ №442 от 17.01.2003 г. (ред. 20.03.2018). Ввоз отходов в Россию из-за границы для захоронения запрещён, а для утилизации разрешается, согласно этому Постановлению.

Переработка отходов и мусора – основное направление экологии в борьбе за чистоту планеты
Читать
Утилизируем отходы, а получаем… энергоресурсы. Эффективные методы переработки мусора
Подробнее
Как собирают и сортируют бытовой мусор в мире и России
Смотреть
Перспектива экологической безопасности России – вторичное использование ТБО
Далее

Нормирование и учет при утилизации отходов

Нормирование производится путём создания нормативов получения отходов и ограничений на их расположение. Эти нормы и ограничения разрабатывают юридические лица или ИП, выполняющие работы на предприятиях 1 и 2 категорий, определяемых законами по охране природы (ст. 4.2. ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 (ред. 27.12.2019)).

На предприятиях:

  • 1 категории – нормирование производится на основании «Комплексного экологического разрешения» (ст. 31.1. ФЗ №7);
  • 2 категории – информация по объёму или массе полученных и локализованных отходов входит в «Декларацию о воздействии на окружающую среду» (ст. 31.2 ФЗ №7) ;
  • 3 категории – отчётность по полученным и локализованным твёрдым отходам подаётся в составе «Отчета об организации и о результатах производственного экологического контроля» (ст. 67 ФЗ №7);
  • 4 категории – нормирование не производится.

Создание и утверждение норм для полученных отходов и ограничений их расположения, подача и контроль отчётов по работе с отходами утверждает федеральный орган исполнительной власти в области управления отходами.

Юрлица и ИП отвечают за превышение пределов лимитов на размещение отходов (п. 8 ст. 8.2 КоАП РФ).

Экономическое регулирование в сфере ликвидации отходов

Главные принципы экономического регулирования:

  • снижение объёма отходов и привлечение их в оборот;
  • плата за их расположение;
  • экономическое поощрение деятельности.

За расположение отходов взимается плата за неблагоприятное влияние на экологию (п. 1 ст. 23 ФЗ №89). Её вносят:

  • юрлица и ИП, у которых в процессе работы образуются отходы (исключая ТКО);
  • региональные операторы и операторы по размещению ТКО.

Платить за размещение отходов не надо, если:

  • нет вредного влияния отходов на экологию;
  • отходы накапливались в течение одиннадцати месяцев с момента образования.

Если отходы образовались на собственном производстве юрлица или ИП в пределах лимитов, то начисление платы за неблагоприятное влияние на окружающую природу используется с коэффициентом 0,3.

Исключение вредного влияния на окружающую природу получается:

  • путём проведения природоохранных процедур;
  • присутствием технических решений и сооружений;
  • наблюдениями состояния природной среды;
  • удержанием показателей ПДК веществ на необходимом уровне.

Регулирование деятельности в области обращения с ТКО

Деятельность с коммунальными отходами обеспечивают один или несколько региональных операторов, согласно региональной программе и территориальной схеме.

Правила обращения с твердыми отходами утверждаются Правительством РФ (Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г. (ред. 15.12.2019)).

Региональный оператор составляет договор по предоставлению услуг по работе с ТКО с их владельцами. Владельцы отходов должны подписать договор по предоставлению услуг (п. 4 ст. 24.7 ФЗ №89). Договор составляется на основе Типового договора, утвержденного Правительством РФ.

Регулируемые виды деятельности работы с ТКО (ст. 24.8 ФЗ №89):

  • обработка;
  • обезвреживание;
  • захоронение;
  • оказание услуги региональным оператором;
  • утилизация.

Государство регулирует тарифы деятельности с коммунальными отходами (ст. 24.9 ФЗ № 89).

С целью создания федеральной схемы работы с ТКО был создан российский экологический оператор (ст. 24.14 ФЗ №89). Кроме того, на него возлагается:

  • экспертиза и рекомендации региональных программ обращения с ТКО;
  • создание территориальных схем обращения;
  • установление и корректировка нормативов накопления отходов;
  • планирование затрат.
Способы и виды утилизации пищевых отходов
Читать
Биологические отходы чем они опасны и способы их утилизации
Подробнее
Сохранение экологического благополучия России, как главная цель мусорной реформы
Смотреть
Домашний мусор: как правильно сортировать пластик, бумагу, стекло, металл?
Далее

Государственный надзор

Государственный надзор в обращении с отходами — это работа местных и федеральных уполномоченных органов исполнительной власти. Он необходим для предупреждения, выявления, пресечения нарушений органами власти и органами самоуправления, юридическими лицами, ИП и гражданами требований, установленных ФЗ №89 и другими федеральными законами РФ.

Госнадзор проводится путём:

  • организации и проведения проверок;
  • принятия мер по прекращению и/или ликвидации итогов обнаруженных нарушений;
  • постоянного наблюдения за выполнением требований;
  • анализа и прогноза состояния выполнения требований.

Государственный надзор при обращении с отходами проводится уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, согласно их компетенции, и заключается в проведении государственного:

  • пожарного надзора;
  • санитарного и эпидемиологического надзора;
  • надзора в области атомной энергии;
  • надзора в области промышленной безопасности.

Автор:
Ольга Субботина
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.