Greenologia
Назад

Последний путь кораблей

Опубликовано: 12.05.2015
Время на чтение: 6 мин
0
7264

Поверхностное знакомство с темой старения кораблей не может в полном объеме раскрыть степень опасности соседства с большим количеством старых судов. Но специалисты всего мира давно бьют тревогу, прогнозируя превращение морских и речных просторов в огромную свалку.

Прочно вошедшее в обиход выражение «кладбище кораблей» рисует в уме картины, состоящие из полузатопленных и искореженных остовов того, что еще недавно являлось предметом гордости торгового или военного флота. Такую картину можно встретить намного чаще, чем это представляется на первый взгляд.

В отличие от сухопутных механизмов и агрегатов, корабли и другие плавательные средства остаются близ побережья долгие годы.

Важность своевременной утилизации

Необходимость утилизации пришедших в негодность морских и речных судов очевидна уже не только для тех, кто соприкасается с этой проблемой по долгу службы или работы. Если представить, что подлежащие списанию автомобили не свозятся на специальные центры утилизации, а остаются на городских улицах и дорогах, то вопрос утилизации кораблей предстает в полном объеме. Единственное различие – вместо дорог сухопутных захламляются дороги водные.

Флот устаревает быстрее любой другой промышленной продукции. Продлению жизни судовОстановка кораблей не способствует и то, что их эксплуатация ведется в интенсивном режиме. Усугубляют ситуацию также и корабли иностранного производства, массово ввозившиеся в Россию с конца 80-х годов.

Свой ресурс они выработали еще минимум полтора десятилетия назад и теперь являются обузой для их владельцев, которые стараются всячески избавиться от ненужного балласта.

Почему нужно утилизировать корабли?

Нелегальный бизнесЛюбое судно в первую очередь используется по функциональному назначению. Это может быть перевозка грузов, патрулирование границ, переброска войск и прочее. Все эти процессы объединяет одно: любой корабль всегда возвращается к берегу, в идеале – в порт приписки. Случаи преждевременного затопления судов на открытой воде в данном случае не рассматриваются ввиду их форс-мажорности.

Вернувшись к месту дислокации, выработавший свой ресурс корабль встает на вечный прикол недалеко от него. Легко себе представить, во что превратится ландшафт любой припортовой местности с течением времени. Как было сказано, нагромождение ржавых судов создаст опасность для современных кораблей. Такие дополнительные и не предусмотренные природой «рифы» опасны самой нелегальностью своего пребывания: они в большинстве случаев не нанесены на карту, они не освещены, и столкновение с ними очень возможно.

Куча железа и остатков ГСМ (при всем желании полностью слить горючее и удалить смазку с агрегатов корабля без полной его разборки невозможно в принципе). Даже не рассматривая вопросы экологического характера (о них речь отдельно пойдет ниже), естественно предположить, что разложение металла опасно для жизни людей. Соблазн исследовать внутренности брошенного корабля превалирует над инстинктом самосохранения. Мало кого останавливает риск получения травмы или даже вероятность смертельного исхода. Нужно ликвидировать сам источник опасности, нежели пытаться образумить разного рода искателей приключений.

Как происходит процесс утилизации судов

Никакой автоматизации, в отличие от более-менее налаженного процесса утилизации автомобилей. В силу огромных размеров корабль неРазборка запихнуть ни в один ангар и не поднять в воздух ни одной лебедкой.

Есть исключения: отдельные военные суда с вооружением и секретной аппаратурой, их стараются резать в отдельных сухих доках.

Но и тут производятся только начальные работы: снятие ценных и секретных узлов и агрегатов, после чего корабль утилизируется обычным способом.

Длительное пребывание корабля в сухом доке – удовольствие очень дорогое и оправдывает себя лишь при ремонте корабля.

Подготовка судна

Перед началом работ происходит изучение технической документации корабля. На первом этапе важно иметь представление о характере материалов, использованных при его изготовлении, о наличии вредных (токсичных, ядовитых, горючих и т. п.) жидкостей. Отсутствие этого знания может привести к возгоранию или взрыву в процессе газорезательных работ.

Демонтаж оборудования

Специальное место для утилизацииСудно намеренно сажают на мель в заранее установленном месте, как правило вблизи автомобильных и/или ж/д путей.

Это делается в момент максимального прилива, чтобы корабль был подведен к берегу как можно ближе. При отливе большая часть корабля находится выше уровня воды.

В зависимости от размеров корабля демонтаж занимает от 5 до 10 дней. Процесс считается завершенным, когда от корабля остается один корпус, а все узлы, агрегаты, кабели, трубопроводы и т. д. отсоединены.

Разделка корпуса

Корабль окружают строительными лесами. Далее посредством газовых резательных аппаратов корпус разделяют на отдельные секции. Как правило, это отсеки, которые внутри разделены переборками. Эти переборки и являются границами каждой из отсоединяемых частей. Снаружи режут только борта, разделение днища происходит изнутри.

Разделка секций

Секции перемещают на некоторое удаление друг от друга и режут на отдельные листы и блоки. Только после окончания резки все элементы корпуса вытаскивают на берег и режут на более мелкие части, пригодные для сухопутной транспортировки.

Сортировка

В судостроении используют самые различные металлы и сплавы, многие из которых весьма ценны. Чтобы сделать возможным повторноеВоенный корабль использование металла, перед транспортировкой в центры переработки его сортируют по видам.

Никакого специального оборудования конкретно для резки кораблей нет. Для демонтажа оборудования используются лебедки, гидравлические подъемники, гидравлические и обычные ножницы для резки металла, газовые резаки, слесарный инструмент.

Готовые к перевозке части корабля грузятся в грузовики или ж/д платформы кранами, как правило – манипуляторами на базе грузовика.

Стационарные краны не используются в связи со сложностью их монтажа вблизи разделочных работ.

Для резки корпуса и секций корпуса также применяют газорезательную аппаратуру. После разделения остова судна на отдельные элементы их помещают на транспорт посредством кранов. Собственно, утилизация кораблей имеет мало отличий от аналогичного процесса в отношении других механизмов.

Главная особенность – масштаб работ по утилизации.

Экологической вопрос сквозь призму утилизации кораблей

Рабочий процессВопрос экологии в данном случае присутствует постоянно, находится ли судно в неподвижности у берега или в стадии резки на части. Любой корабль, помимо металлических деталей, нашпигован и тоннами вредоносных материалов, из которых состоит внутренняя обшивка, теплоизоляционные прокладки и т. д. Абсолютно гарантировано и попадание в воду горючих жидкостей, кислот и смазочных материалов.

Чем дольше судно стоит без движения, тем быстрее ухудшается вокруг него экология акватории и прибрежного участка.

  • Отдельные металлические элементы, отсоединившиеся от корпуса естественным образом (ржавый металл имеет свойство крошиться), отслаивающаяся краска, выделения ртути, свинца, сурьмы и т. п. (которыми богаты добавки в антиобрастающие красители) не только оседают на дне, но и разносятся на десятки километров течением.
  • Все это грозит проблемами не только людям, но и морским обитателям. В большей степени от такого соседства страдают как раз они. Помимо естественного загрязнения, существует опасность другого рода.
  • Краска на судах склонна к самовозгоранию, а в силу отсутствия на кораблях экипажей и систем пожаротушения суда выгорают дотла. Выброс ядовитых веществ в атмосферу угрожает уже не только прибрежным районам, но и глубине материка.
  • Угрозу таит в себе и погода на побережье. В случае шторма или тайфуна непрочно сидящие на грунте суда вполне могут обрести способность к самостоятельному перемещению. Стоит урагану вынести средних размеров корабль на открытую воду, он будет представлять из себя огромную плавучую мину.
  • Отсутствие ходовых огней, управления и радиосвязи с высокой долей вероятности гарантирует столкновение с другим судном. В зависимости от тяжести столкновения и характера перевозимого груза, катастрофа вполне может перерасти из локальной в государственную.
  • Все вышеперечисленное дает исчерпывающий ответ на вопрос, вредно ли для экологии соседство старых судов с человеком. Ответ будет утвердительным и исключает двойное толкование: все выработавшие свой ресурс суда должны утилизироваться в кратчайший срок.

Утилизация кораблей в России

Закрытый объектНемного общей информации. Мир давно озаботился проблемой уничтожения старых кораблей. Во время Второй мировой войны в США была разработана программа строительства грузовых судов типа «Либерти». Эти суда благодаря особой технологии строились очень быстро и должны были заменить быстро редеющий в те годы грузовой флот, истребляемый подводными лодками. После войны необходимость в дешевых судах отпала, и их требовалось заменить.

Исторически сложилось так, что на планете образовалось 4 основных центра утилизации судов: Индия (Аланг), Бангладеш (Ситакунда), Пакистан (Гадани) и Турция (Алиага). Там перерабатывается в утиль около 85% всего мирового флота.

В России также не остались в стороне от вопроса охраны окружающей среды в данном аспекте. 12.09.2010 Правительство РФ выпустило постановление № 620 (отредактированное 04 апреля 2012 г.), получившее название «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта».

Согласно постановлению регламентирован порядок утилизации судов в соответствии сПолузатонувшее судно требованиями по охране окружающей среды. Так, подчеркивается непременное проведение утилизации кораблей в специализированных местах, куда корабли должны доставляться за счет собственника. В связи с исключением риска негативного влияния на экологию под специализированными местами подразумеваются исключительно судостроительные верфи.

01.01.2014 был утвержден новый ГОСТ (Р-ИСО 3000-2013), который ужесточил требования к утилизации судов.

В настоящий момент в обязанность компании, предоставляющей услуги по утилизации, входит весь спектр работ, начиная с демонтажа оборудования и заканчивая предоставлением заказчику документов, подтверждающих утилизацию или сдачу на переработку всех элементов корабля.

Торф как удобрениеБезответственное отношение к природным богатствам - главная экологическая проблема России.

Торф очень полезный материал с большими возможностями эксплуатации. Отличная статья на эту тему.

Как предотвраить возгорание? Как уберечь свой дом от огня? Исчерпывающие ответы на эти волнующие вопросы вы увидите по https://greenologia.ru/eko-problemy/pozhary/prichiny.html ссылке.

Программа утилизации, однако, реализуется медленными темпами. Высокая стоимость подобных работ отпугивает потенциальных клиентов, но это не основная причина. Главная проблема заключается в том, что обязать судовладельца утилизировать свой корабль в России нельзя, поскольку статья 236 ГК РФ разрешает собственнику отказаться от владения своим имуществом (то есть бросить его).

Доходит до того, что в случае затопления корабля с акватории порта администрация порта может заставить судовладельца поднять судноПостановка на якорь только в том случае, если это его обяжет сделать суд.

Выход из положения многие специалисты видят в ратификации РФ Гонконгской международной конвенции по утилизации судов 2009 г. Она обязывает все присоединившиеся страны в обязательном порядке создать необходимые условия для утилизации судов грузовым тоннажем от 500 тонн.

Принятие конвенции даст возможность внести в законодательство изменения, соответствующие процессуальным нормам. Пока этого не происходит, и все чаще мы видим у берега ожидающие второй жизни суда, служившие людям в своей прежней жизни долгие годы.

Автор:
Виктор Князев
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.