Утилизация самолетов - создание самолетов. Круг замыкается
Проблема утилизации самолетов современного типа возникла относительно недавно. Десятки тысяч лайнеров, бомбардировщиков, транспортников и истребителей без движения застыли в ангарах, на оборудованных стоянках и заброшенных аэродромах. Какие-то из них являются уникальными изделиями эпохи НТР, другие – машинами попроще; однако каждый самолет выполнен из стали, алюминия и титана, начинен электронной радиоаппаратурой, облицован пластиком.
Размеры этой проблемы не ограничены какими бы то ни было региональными границами. С ней столкнулись все развитые страны. Решение о выводе самолетов из эксплуатации во многих государствах не являются однозначными. Например, в США большинство самолетов, выпущенных после Второй мировой войны, содержатся в законсервированном состоянии; многие из них готовы к эксплуатации. Европейские правительственные органы пытаются выработать такую систему взаимоотношений с утилизирующими компаниями, которая бы делала утилизацию экономически выгодной всем участникам.
Китай, предвидя скорую смену нынешнего авиационного парка, вкладывает 2 млрд. долларов в строительство завода, способного за год перерабатывать 50 единиц техники.
Отечественные специалисты и руководители отрасли расходятся в выборе пути использования самолетов выработавших свой ресурс. Сотни единиц авиационной техники продолжают службу, несмотря на крайнюю степень изношенности. Часть авиационных судов за прошедшие годы была модернизирована: на них были заменены силовые агрегаты, обновлена электронная и программная начинка. Переоборудование, в основном, коснулось военных самолетов. Пассажирский авиапарк, как не отвечающий стандартам ЕЭС, с 2002 года подлежит полной утилизации.
Как происходит процесс
Самолет состоит из десятков тысяч компонентов которые после списания машины подлежат утилизации. Большинство из них подлежат переработке: некоторые материалы утилизируются с помощью автоматизированных комплексов, некоторые требуют большого количества ручного труда. Часть авиахлама отправляются на свалку навсегда. Какая-то доля отходов временно складируется в ожидании возникновения подходящих технологий утилизации.
Описание технологии
Утилизация начинается в аэропорту стоянки или на базе хранения военной техники. В первую очередь из систем самолета удаляют:
- остатки топлива, которое не удалось полностью слить с машины;
- технические жидкости, которые использовались в трактах охлаждения агрегатов –трансмиссионные масла, охладители, омыватели и проч.;
- взрывные устройства катапульт;
- технологические электронные приборы – управления, сигнализации, связи и т.п.;
- пассажирское оборудование;
- пластиковые обшивки, накладки и и.п.;
- вспомогательное технологическое оборудование – провода, силовые и передаточные устройства приводов шасси, элеронов, закрылков, рулей управления – сотен узлов.
Все снятое оборудование актируется и направляется к месту уничтожения либо утилизации. Во Франции, например, большая часть подобных узлов продается с целью их повторного использования в других отраслях.
Оставшийся планер разрезается. В одних аэропортах эту операцию проводят с помощью ручной фортунки, в других используют машины.
Известны взрывные технологии, превращающие самолет в пыль – их активно использовали при утилизации советской военной техники в 90-е годы.
Оборудование
Дальнейшая переработка индивидуальна для каждой группы материалов. Корпуса самолетов поступают в цеха предприятий Авивторресурса. Здесь в процессе переплавки самолетного корпуса получают черные (25%) и цветные металлы (больше 70%).
Приборы, платы, радиоэлементы поступают для переработки на другое предприятие – Южно-Уральский специализированный центра утилизации. Целью переработки является извлечение меди, олова, серебра, золота и платины из деталей списанных компьютеров, навигационного оборудования, средств связи.
Остатки аппаратуры первоначально разбираются и рассортировываются вручную. На втором этапе в технологических линиях осуществляется химическая переработка материалов.
Несмотря на сложившийся сегодня высокий технологический уровень утилизации авиахлама, в ближайшей перспективе для ее осуществления потребуются другие технологии: вместо металла повышается удельный вес композитных материалов, в приборах не используются в таком количестве драгметаллы.
Композитные материалы, состоящие из армирующей карбоновой сетки и полиамидных (полистирольных) заполнителей в процессе утилизации подлежат растворению.
Польза для экологии
По мнению переработчиков отходов, утилизация самолетов в отрыве от процесса их создания экономически необоснованна. Стоимость материалов, извлекаемых с самолета, сопоставима с затратами, которые необходимы для его разборки:
- к брошенному на дальнем аэродроме самолету необходимо доставить бригаду специалистов и оборудование;
- демонтаж оснастки лайнера не только трудоемок, но и сопряжен с соблюдением повышенных норм санитарной безопасности проведения работ, сбора, хранения и вывоза многих (часто токсичных) материалов;
- дальнейшая сортировка, логистика и переработка – также достаточно затратные мероприятия.
Однако, это лишь вершина айсберга. По оценкам лидирующих мировых авиакорпораций, до середины тридцатых годов потребуется обновить около 35 тысяч лайнеров. На изготовление каждой машины требуется от 50 тонн металла, сотни килограмм полимеров. При этом в отрасли списывается ежегодно более 500 самолетов – те же тысячи тонн алюминия, никеля, стали и полимеров.
Перед авиастроителями стоит задача: оптимизировать кругооборот материалов, превратив сферу производства и использования воздушного флота в замкнутый цикл. На сегодняшний день промышленность за счет использования вторичного сырья способна возместить 80% комплектующих изделий. Задача состоит в том, чтобы довести степень вторичного использования материалов до 100%.
Ответственные за утилизацию
В России два ведомства отвечают за утилизацию авиатехники: Министерство обороны и Министерство промышленности и торговли. Процедура списания техники, перечень оснований для его осуществления и порядок проведения, прописаны в директивных документах от 1989 года. По истечении ресурса корпуса или двигателя авиакомпания принимает решение о дальнейшей эксплуатации/ремонте/уничтожении машины. Структура взаимоотношений сторон в ходе реализации и утилизации списанных средств определяется Постановлением Правительства от 21.12.2000 года № 995.
Мамонтоновское месторождение - одно из самых производительных!
Старый трактор подлежит полной разборки. Интересная статья об этом для вас.
Потрясающая история о озере по https://greenologia.ru/eko-problemy/gidrosfera/ozero-penyor.html ссылке.
Госпрограммы утилизации самолетов
Военным ведомством была разработана программа полного жизненного цикла обслуживания самолетов. Она регламентирует работу производителей авиатехники на всех стадиях – от производства до утилизации.
В текущем периоде на переработку 207 списанных единиц выделено 40 млн. рублей.
Минпромторг с целью стимуляции процесса обновления авиапарка разрабатывает систему компенсаторного возмещения затрат авиапредприятий по замене устаревших самолетов.
Лом металла из самолетов
Более 40 наименований сплавов из алюминия, титана и стали продается обрабатывающим предприятиям. От переработки каждого самолета удается получить до 10 тонн железосодержащих сплавов, 40 тонн цветных металлов, а так же драгоценных: 15 кг серебра, 0,7 кг золота и 0,16 кг платины.